ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Понятие «Проект» является едва- ли не самым модным на современным этапе развития человеческого общества. Подобным феноменоменальным
распространением обладало в
свое время понятие « Система»,
когда началась эра компьютеризации интеллектуальной и производственной деятельности . Видимо на данном этапе его (человечества ) развития возникла потребность
заимствования
традиционного для материального производства понятия «Проект» практически во всех сферах интеллектуальной деятельности
.
Сегодня съемки фильма - проект, постановка спектакля-проект , создание
какой-то новой технологии ( например, безбумажного обслуживания населения ) -проект, издание нового журнала -
проект, создание завода- тоже проект и т.д.
Но если уж вошло в
такой широкий обиход
понятие «Проект» , то
его носители
( т.е.люди , его
использующие ) должны как минимум не только знать ,но и понимать сложную природу процессов, возникающих при создании «Проектов» и приводящих в конечном счете или к их успешной реализации или к их
финансово-интеллектуальному краху.
Такие процессы называются «процессами проектирования»; их
началом
является формирование
«Задания на проектирование», а
окончанием - создание проектно-сметной документации ,
позволяющей или приступить к реализации проекта, или своевременно отказаться от
дорогостоящей и зачастую предельно разорительной
идеи.
Вот здесь- то и кроются основные причины неудачных проектов, где «голые
идеи» безосновательно преподносятся их
потенциальным инвесторам как проекты, видимо забыв притчу о
«голом короле» .
Для того , чтобы идея стала доброкачественным проектом , необходима
ее проработка до уровня проектно-сметной документации, позволяющей добросовестно судить не только о её реализуемости ,но и об эффективности (экстремальности ) её реализации .
Дело в том ,что все проектируемые объекты (промышленные комплексы , районы городов, строительные
конструкции ,кинофильмы , спектакли , журналы и т.п.) по своей природе многокритериальны, т.е. имеют огромную номенклатуру конкурирующих между
собой свойств , в общем случае не
приводимых к единому критерию качества, что не позволяет однозначно судить об их финансово-инеллектуальной эффективности . Единственным выходом из этой казалось бы неразрешимой ситуации является мнгокритериальный анализ экстремальности различных вариантов проектов,
полученных в том числе и на
конкурсной
основе.
Таким образом,
квалифицированное владение основами
многовариантного
проектирования , современными методами измерения интенсивностей проявления
многокритериальных свойств проектируемых объектов, многокритериальным
анализом экстремальности
вариантов проектов и
управлением их экстремальностью являются необходимыми и достаточными
условиями для создания современных и успешных проектов .
К сожалению современные методики высшего образования ориентированы прежде всего на обучение техническим приемам архитектурного, инженерного,
театрального, кинематографического , банковского, страхового и прочих искусств ,но не на изучение и освоение научных основ проектирования эффективных и качественных творческих произведений в соответствующих областях человеческой деятельности
.
С целью определенной релаксации этого серьезного недостатка
современных методик высшего образования предлагается использовать
публикуемый впервые учебный курс «Экстремального
проектирования объектов и
процессов» , изучение и освоение которого позволит в определенной степени компенсировать исторически возникший фактически во всех областях знаний рассмотренный ранее гносеологический пробел современного высшего образования . При этом естественно предполагается необходимость его ( учебного курса) квалифицированной интеграции
с действующими учебными программами для их современной и своевременной модернизации.